Электронные презентации
В раздел "База электронных презентаций" добавлена
новая презентация
Морские памятные даты - 2014.
Корабельный журнал
23.12. Подведение итогов работы центра на сборе межвузовского актива "Морской души". Перейти в корабельный журнал
Фотогалерея
История центра

Военно-исторический центр "Морская душа" создан на кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин ТОВМИ им. С.О. Макарова в рамках реализации одноименного информационно-образовательного проекта. Деятельность центра осуществляется при поддержке отдела воспитательной работы Тихоокеанского флота, Общероссийского Движения Поддержки Флота, Владивостокского Морского собрания.

Целями проекта "Морская душа" являются изучение, сохранение и пропаганда отечественной военно-морской культуры. В соответствии с указанными целями была разработана программа информационно-образовательного проекта "Морская душа", в которой были определены задачи, направления работы проекта, и, конечно, способы его реализации в ТОВМИ им. С.О. Макарова.

В рамках данного проекта решаются задачи по исследованию и систематизации культурно-исторического наследия Военно-морского флота России; совершенствованию системы нравственного и патриотического воспитания молодежи и личного состава флота; интеграции деятельности преподавателей и курсантов, государственных и общественных организаций по изучению и сохранению отечественной военно-морской культуры; внедрению новых форм организации научной работы курсантов (ВНОК) в учебный процесс морских ВУЗов; привлечению молодежи к деятельности по изучению и сохранению морских традиций, морскому просвещению; формированию командно-профессиональных навыков; созданию возможностей для реализации духовных потребностей курсантов и др.

Проект "Морская душа" представляет собой не разовую акцию, а целый комплекс мероприятий, рассчитанных на постоянную работу участников проекта, органичное внедрение культурно-исторического наследия Военно-Морского Флота России в образовательный процесс военно-морского ВУЗа. Он отражает и интегрирует не только педагогические и научные интересы преподавателей, но также создает возможности для реализации духовных и познавательных потребностей курсантов на основе деятельности, имеющей высокую общественную значимость. Самозабвенное служение Отечеству для участников проекта стало не только важной культурно-исторической традицией Военно-Морского Флота, но и одухотворяющей идеей, побуждающей к участию в научном исследовании.

В наших рядах преподаватели и курсанты, офицеры и ветераны, все неравнодушные к судьбе флота и желающие внести посильный вклад в благородное дело по его возрождению.

Проект "Морская душа" носит долговременный характер и характеризуется комплексным подходом к достижению поставленных целей. Работа осуществляется по трем взаимосвязанным направлениям: учебно-воспитательное, научно-исследовательское, методическое.

Особенностью проекта является его инновационный характер, заключающийся в новом подходе к организации научной и воспитательной работы с курсантами, в процессе которого курсанты не только приобщаются к участию в разработке перспективного научного направления, имеющего важное общественное значение, но и получают практические навыки, необходимые для успешного профессионального и духовного роста.

Примечательно, что информационно-образовательный проект "Морская душа" дает возможность реализовать интересы не только курсантов, увлеченных отечественной военно-морской историей и культурой, но и компьютерными технологиями. Разработка электронных презентаций, верстка и дизайн информационных материалов центра позволяют органично интегрировать познавательные интересы курсантов и навыки владения информационными технологиями в процессе работы по изучению и пропаганде культурно-исторического наследия флота.

Актив проекта - это преподаватели и курсанты, объединенные творческим отношением к делу, стремлением внести посильный вклад в дело возрождения российского флота. Важно, что в его реализации принимают участие курсанты практических всех курсов и факультетов. В процессе осуществления проекта "Морская душа" в сферу его деятельности включаются не только курсанты-участники проекта, но и их товарищи, проявляющие интерес к отечественной военной истории и культуре. Каждый участник проекта выполняет определенные обязанности: историографа, библиографа, программиста, координатора, исследователя, лектора и др. Распределение обязанностей осуществляется с учетом познавательных интересов, способностей и навыков курсантов.

8 сентября 2007 г. в ТОВМИ им. С.О. Макарова состоялось торжественное открытие Военно-исторического центра "Морская душа", созданного в рамках реализации информационно-образовательного проекта. В центре созданы все возможности для решения поставленных задач, он стал своего рода творческой лабораторией проекта.

Одной из задач проекта является возрождение интереса к книге, как важнейшему источнику информации. Для этого при Военно-историческом центре "Морская душа" формируется специализированная библиотека по военно-морской культуре. Большинство книг, представленных в библиотеке, переданы и передаются в дар проекту единомышленниками (преподавателями, офицерами, общественными и государственными организациями). Значительная часть из них имеет дарственные надписи. "Замечательным подвижникам. С пожеланиями реализации всех Ваших высоких замыслов и задач. С глубоким уважением и признательностью. Командующий Тихоокеанским флотом адмирал В.Ф. Федоров", - эта надпись на одной из первых книг, подаренных проекту. "Военно-историческому центру "Морская душа": моряками становятся в море, а настоящими моряками - в штормовом море! С честью преодолеть все трудности и стать настоящими моряками! Главный штурман ТОФ, капитан 1 ранга М. Сажаев". Это далеко неполный перечень пожеланий проекту от дарителей. Таким образом, книга служит не просто носителем информации, но и средством нравственного воспитания. Следуя такому примеру, библиотеку стали пополнять издания, подаренные курсантами. Литература, необходимая участникам проекта для работы, выдается под честное слово, что в немалой степени способствует формированию значимости понятия воинской чести.

Сфера деятельности проекта "Морская душа" постепенно расширяется. С сентября 2007 г. его программа стала реализовываться в кадетских классах Зоргольской средней школы Читинской области. Информационно-методические материалы, разработанные в процессе работы военно-исторического центра, используются при проведении занятии с кадетами, осуществляется проведение мероприятий нашим программам. Уже на протяжении нескольких лет воспитанники кадетских классов пополняют ряды курсантов ТОВМИ.

В процессе работы центра четко определились основные формы работы: проведение Ушаковских бесед (ежегодно); тематическое информирование курсантов и личного состава флота; проведение историко-художественных мероприятий по программе "Морская слава России"; проведение вечеров-встреч в рамках программы "Лики "Морской души"; участие в работе молодежных научно-практических конференций; создание базы электронных презентаций по культурно-историческому наследию Военно-Морского Флота России; участие в работе общественных организаций (Общероссийского Движения Поддержки Флота, Владивостокского Морского собрания); формирование специализированной библиотеки по военно-морской культуре; информационно-методических материалов (разработка буклетов, проспектов, Корабельного журнала центра, CD-дисков, методических пособий) и др.

Создавая центр, мы стремились организовать работу таким образом, чтобы сделать ее максимально полезной для флота. Служение флоту, а соответственно Отечеству, стало основным побудительным мотивом для привлечения курсантов к участию в просветительской деятельности центра. Большинство ребят (участников центра) - это дети офицеров, поэтому наш подход оказался для них близким и естественным. Тематика работ, предлагаемых курсантам, разрабатывается таким образом, чтобы можно было их апробировать не только на молодежных научно-практических конференциях, но и использовать в дальнейшем для проведения мероприятий с личным составом флота, школьниками, кадетами и студентами. Курсанты разрабатывают информационные материалы, готовят историко-художественные и культурно-досуговые программы и что самое ценное, осуществляют их реализацию. Таким образом, из объекта воспитательной работы наши воспитанники становятся ее субъектами, не потребителями, а созидателями.

С 2007 г. при поддержке Приморского регионального отделения Движения Поддержки Флота проводятся Ушаковские беседы (004) с курсантами первых курсов всех факультетов ТОВМИ им. С.О. Макарова. Желающие принять участие в их проведении получают необходимые материалы, которые они прорабатывают и представляют на занятиях в рамках изучения курса "культурологии". Лучшие выступления, подготовленные курсантами, отмечаются грамотами и ценными призами.

Первый опыт работы с аудиторией участники центра приобретали в процессе проведения занятий с кадетами, школьниками и студентами . Тщательно анализируя все недочеты и погрешности, они готовятся к проведению тематического информирования, историко-художественных мероприятий с личным составом флота.

Важное значение в деятельности центра приобретает межвузовское сотрудничество, которое служит своего рода трамплином к дальнейшей работе с личным составом флота. Участие в различных научно-практических конференциях расширяет интеллектуальный кругозор, помогает обрести опыт и навыки публичных выступлений, что благотворно повлияет на качество общения с подчиненным личным составом в будущем. И, конечно, присутствие будущих военных моряков в сугубо гражданских вузах формирует у присутствующих позитивный образ военнослужащих.

Военно-исторический центр "Морская душа" с 2007 г. принимает активное участие в работе межвузовской молодежной научно-практической конференции "Морские исторические чтения" в МГУ им. адм. Г.И. Невельского. Участники и организаторы конференции отмечают высокий уровень подготовки курсантов и представленных работ.

С 2006 г. курсанты являются неизменным участниками Всероссийской молодежной научно-практической конференции "Приморские образовательные чтения памяти святых Кирилла и Мефодия". Работы, представленные курсантами на этом форуме, как правило, входят в число лучших, о чем свидетельствуют полученные дипломы и награды.

Студенческая аудитория, далекая от нашей проблематики, всегда с интересом обсуждает доклады наших воспитанников, и порой по своему накалу обстановка становится по-настоящему боевой. Будущие офицеры достойно отвечают на все вопросы, а порой и нелицеприятные выпады аудитории.

Опыт таких дискуссий показал, насколько расходятся понимание патриотизма у курсантов и студентов. Наши оппоненты искренне заверяли нас, что в случае начала войны они готовы встать под ружье и стать патриотами. Это свидетельствует не только об отсутствии понимания сущности и особенностей современной войны, но, самое главное, о низком уровне гражданской культуры. Ведь патриотизм - это не деятельность в силу вынужденной необходимости, а постоянная повседневная работа на благо Отечества. После подобных дискуссий мы сделали вывод о необходимости более активной работы со студенческой аудиторией.

В мае 2009 г. команда центра провела диспут "Что значит быть патриотом?", в медицинском университете, который посвятила Дню победы. Он был организован таким образом, что каждая из сторон-участников (студенты и курсанты) подготовила для дискуссии по две электронные презентации. Темы презентаций, представленных на обсуждение: "Патриотизм в системе ценностей современной России", "Что такое гражданский патриотизм?", "Патриот-это звучит гордо!", "Гражданский патриотизм в действии".

В процессе диспута обсуждались вопросы: Патриотизм-это слово или дело? Кого считать настоящими патриотами? Является ли воспитание детей достойными гражданами России патриотическим актом? В ходе обсуждения возникали порой самые неожиданные вопросы: Самопожертвование на войне - это осознанный поступок или бессознательный акт? Зачем отдавать свою жизнь, если это противоречит инстинкту самосохранения? Дискуссия была насыщенной и интересной.

После обсуждения представленных работ каждая из сторон определила лучшую презентацию и лучшего участника дискуссии (за активную гражданскую позицию и пропаганду патриотических ценностей) и состоялось награждение отличившихся. В завершении участники диспута отметили, что патриотизм должен быть деятельным и просвещенным. Опыт подобного взаимодействия оказался ценным не только для наших курсантов, но и студентов которые считают, что такие мероприятия для них необходимы. Многие, по их признанию, ранее не задумывались о подлинном смысле "патриотизма", о том, что патриотизм должен быть просвещенным и деятельным.

С 2008 г. команда центра "Морская душа" осуществляет подготовку и проведение праздника, посвященного Дню рождения российского флота в Детском реабилитационном центре "Маяк". На этом празднике мы не только рассказываем ребятам об истории флота и его традициях, но и представляем концертную программу, завершая праздник веселыми морскими конкурсами. В ходе этих мероприятий команде приходится отвечать на самые разнообразные вопросы воспитанников. Страшно ли в подводной лодке? Что делать, если появляются дырки под водой? Работа курсантов с детьми, находящимися в таких учреждениях, имеет важное значение не только для воспитанников центра "Маяк", но и для самих курсантов, позволяет почувствовать значение милосердия и душевного тепла.

В 2008 г. мы наконец вышли к заветной цели - приступили к тематическому информированию личного состава флота. Боевое крещение "Морской души" состоялось в бригаде подводных лодок (б. М. Улисс). В ходе проведения информирования помимо руководителя участвует два курсанта, один работает как лектор, второй занимается компьютерным обеспечением.

Конечно, первый удар при проведении подобных мероприятий приходится принимать руководителю на себя. Начинается информирование с краткого вступительного слова руководителя, а затем эстафета переходит к выступающему. Это целесообразно по двум простым причинам. Первая: необходимо настроить аудиторию к информированию, подготовив к восприятию представляемой темы. Вторая: за время вступительного слова у курсанта, проводящего информирование, есть возможность присмотреться к аудитории, почувствовать ее настрой. Компьютерное обеспечение, как правило, осуществляет курсант, который намечается для проведения следующего информирования. Так, в процессе работы, наблюдая за своим товарищем, он имеет возможность получить дополнительный опыт, оценить происходящее со стороны. Соответственно, за руководителем остается и заключительное слово.

Таким образом, курсанты получают реальные навыки и опыт работы с личным составом за время обучения в институте, а не после получения лейтенантских погон. Как отмечали офицеры-воспитатели, проведение информирования курсантами (практически ровесниками слушателей) способствует улучшению восприятия информации. Матросы-срочники и военнослужащие-контрактники слушают информацию с нескрываемым интересом. После проведения занятий нам, конечно, приятно принимать слова благодарности и пожелания продолжить наши встречи.

Примечательно, что в процессе деятельности центра не только приобретаются необходимые навыки и совершенствуются наработки, но и происходит постоянный поиск новых форм работы. Так, во время проведения тематического информирования в бригаде подводных лодок офицер-воспитатель высказал пожелание дополнить его концертной программой. Мы приняли это к сведению и вскоре приступили к реализации этой идеи. Был разработан сценарий и электронная презентация "Доблесть черных бушлатов", посвященная подвигам моряков в годы Великой Отечественной войны. Затем была сформирована небольшая творческая группа, деятельность которой стала весомым дополнением к нашей информационно-просветительской работе.

В 2009 г. Военно-исторический центр провел цикл историко-художественных мероприятий "Морская слава России" в Приморском объединении разнородных сил Тихоокеанского флота. Этот культурно-информационный десант "Морской души" можно назвать уникальным. Он осуществлялся совместно с зам. командующего ТОФ по воспитательной работе, контр-адмиралом Сергеем Николаевичем Беленовым.

Военно-патриотическая работа курсантов стала востребованной не только на флоте и молодежных конференциях. Успешно развивается сотрудничество "Морской души" с Владивостокской епархией Русской православной церкви. Мы находим полное взаимопонимание и успешно взаимодействуем в ходе осуществления нашей просветительской и военно-патриотической работы.

С 2007 г. команда центра принимает участие в работе секции "Религиозные ценности в патриотическом воспитании молодежи" Дальневосточных образовательных чтений памяти святых Кирилла и Мефодия, где ученые, офицеры, представители Русской православной церкви и общественных организаций обсуждают проблемы патриотического воспитания молодежи.

В 2009 г. состоялось еще одно боевое крещение "Морской души". Мы провели серию занятий "Морская слава России" с воспитанниками Магаданского военного спортивно-технического клуба "Подвиг". Нам впервые пришлось работать с такой необычной аудиторией, возраст которой всего 9-12 лет. Теперь уже можно с уверенностью сказать, что знакомство состоялось. Конечно, в процессе занятий приходилось адаптировать наши материалы для столь юной возраста, но мы получили истинное удовольствие от работы с любопытными мальчуганами, которые готовятся к военной службе.

Юные патриоты буквально завалили курсантов своими вопросами. Признаемся честно, отвечать на некоторые из них было нелегко. Мальчишек интересовало буквально все. Почему корабль не тонет? Сколько картин написал Верещагин? Сколько сражений выиграл Макаров и Петр Первый? Почему мы проиграли русско-японскую войну (1904-1905)? Сколько лет было Макарову, когда он погиб? Наши курсанты достойно выдержали шквал вопросов. Воспитанникам клуба у нас так понравилось, что уходили они только по приказу командиров. Будем надеяться, что в свой следующий приезд "Подвиг" вновь нас позовет и мы продолжим наше сотрудничество.

После таких информационных десантов курсанты возвращаются воодушевленные и горящие желанием продолжать работу. Наша задача - дать возможность будущим офицером реализовать свой творческий и духовный потенциал, сформировать навыки, необходимые для будущей профессиональной деятельности.

С 2009 г. Военно-исторический центр приступил к реализации программы "Лики Морской души", она предусматривает подготовку и проведение вечеров-встреч с теми, кто связал свою жизнь с морем, для кого море стало источником вдохновения. В рамках программы провели выставку моделей "Эскадры братьев Гуляевых" в ТОВМИ, встречу с главным штурманом ТОФ "Морские мили Михаила Сажаева", с художником-маринистом Валерием Шиляевым "В плену у моря". В процессе организации таких встреч курсанты получают навыки подготовки и проведения культурно-досуговых мероприятий.

В мае 2010 г. по инициативе центра и поддержке отдела воспитательной работы ТОФ было организовано проведение историко-художественного конкурса "Память России" в Доме офицеров флота. Конкурс состоял из трех этапов, во время проведения которых команды-участники представляли электронные презентации и поэтические произведения, посвященные Великой Отечественной войне. Команды также демонстрировали знания событий и героев минувшей войны, а их неутомимые болельщики боролись за звание лучшей группы поддержки. В составе жюри были представители соревнующихся вузов, соревнующихся вузов, Тихоокеанского флота, но и конечно же ветераны. Подобная форма проведения мероприятий позволяет привлечь молодежь к изучению отечественной истории, способствует формированию товарищества и чувства коллективной ответственности.

С 2010 г. команда Военно-исторического центра участвует в проведении занятий с воспитанниками военно-патриотической школы "Макаровец" (ТОВМИ). Раз в неделю курсанты осуществляют проведение занятий, посвященных знаменательным событиям и личностям российского Военно-Морского Флота.

Опыт работы центра по привлечению курсантов к изучению и пропаганде культурно-исторического наследия флота был представлен на V съезде Общероссийского Движения Поддержки Флота 29 октября 2010 г., ассамблеях Владивостокского морского собрания, межвузовских научно-практических конференциях.

О результатах деятельности центра свидетельствуют награды: грамоты, благодарности, ценные подарки - командования ВМФ, ТОФ, Культурного центра ВС РФ, Центра Национальной Славы, фонда "Русь цветущая", Владивостокской епархии РПЦ, Общероссийского Движения Поддержки Флота, Владивостокского морского собрания, ДВГУ, МГУ им. Г.И. Невельского и др.

В деятельности нашего центра участвует около 30 курсантов, но практически в его работу вовлекается гораздо большее количество. Мы изначально не ставили задачу привлечения большого количества участников. Команда должна быть деятельной, мобильной и одухотворенной идеей служения флоту и Отечеству.

Как повлияла работа нашего центра на его участников? С таким вопросом мы обратились к нашим воспитанникам. Александр Марченко считает, что во время работы в центре он приобрел ценный опыт работы с массовой аудиторий, существенно расширил свой кругозор. "Я понял, что личный состав флота это не что-то далекое и порой пугающее своей неизвестностью, а такие же ребята как и мы, - отметил он. - За время работы в центре у меня изменилось отношение к людям, лучше научился понимать их, стал терпимее относиться к окружающим. Наши мероприятия помогли мне по-новому оценить духовное наследие флота, осознать значение флотских традиций и военной службы". Его мнение разделяют и другие участники, которые отмечают, что участие в работе центра помогает глубже осознать значение флота, военно-патриотической работы с молодежью.

В условиях происходящих изменений деятельность центра приобретает еще большую значимость и востребованность. Наши информационные десанты могут оказаться хорошим подспорьем в современной системе информационно-воспитательной работы. Именно поэтому опыт работы Военно-исторического центра "Морская душа" был представлен на сборах офицеров-воспитателей ТОФ. Совместно с отделом воспитательной работы флота на основе информационных материалов разработано учебно-методическое пособие "Морская слава России" для проведения тематического информирования личного состава флота. В пособии представлен не только информационный материал для проведения занятий, но и компакт-диск с соответствующими электронными презентациями.

Опыт работы Военно-исторического центра "Морская душа" свидетельствует о том, что подобный подход к организации работы с курсантами не только необходим, но и востребован в современных условиях. Он позволяет достаточно эффективно и действенно мотивировать будущих офицеров на служение Отечеству.

Деятельность центра, ее педагогический потенциал ограничен лишь возможностями и силами организаторов. Самое важное, что подобная форма организации работы в военно-морском вузе находит отклик в сердцах будущих офицеров флота, делая их не пассивными потребителями ее результатов, а непосредственными деятелями, созидателями, соучастниками воспитательной работы.

Мы убеждены, что воспитание настоящей "морской души" является одной из важнейших задач в процессе подготовки будущих офицеров Военно-Морского Флота России. И работа эта должна носить комплексный, систематический и целенаправленный характер, о чем свидетельствует опыт работы Военно-исторического центра "Морская душа" ТОВМИ им. С.О. Макарова.